В этой связи особенно интересно послушать представителей РВК, решивших рассказать о двух поистине наболевших вопросах. Во-первых, это те сегменты рынка, которые показывают наилучшую и наихудшую динамику; во-вторых, это комплексное понимание маркетинга инноваций как необходимого атрибута успешного инновационного бизнеса.
С.Г. Резник
Директор ИнфраФонда РВК
В соответствии с Инвестиционной декларацией основная деятельность Фонда направлена на формирование в России географически распределенного кластера инфраструктурных сервисных (консалтинговых) компаний для оказания профессиональных услуг мирового уровня инновационным компаниям и предпринимателям посредством внедрения в российскую практику рыночно обоснованных методов инвестиционного и финансового сотрудничества. В 2011 году в области инвестиционной деятельности Фонда были мероприятия, направленные на выявление «узких» мест на рынке специализированных сервисов и инициирование проектов, способных изменить ситуацию на рынке сервисов для инновационно-венчурной отрасли на качественном уровне.
В результате этой работы были выявлены сервисы, демонстрирующие активный рост, например, так называемая «упаковка» инновационных проектов, продвижение инновационных проектов и продуктов на российском рынке, так и профессиональные услуги, слабо представленные на инновационном рынке или отсутствующие совсем. К последним можно смело отнести продвижение российских инновационных продуктов и проектов на зарубежные рынки (т. к. диагностируется слабая интеграция российских участников инновационной деятельности в глобальных инновационный рынок), а также маркетинг инноваций. При этом рынок маркетинговых услуг в России в настоящее время уже вошел в последнюю стадию развития, то есть является вполне сформированным, а за маркетинг инноваций мало кто берется. Это связано в целом с рядом особенностей как самого рынка инноваций, так и отсутствием специальных компетенций в данной профессиональной области.
Рынок инноваций, способствующий обмену продавцов и покупателей инновационных продуктов, обладает следующими особенностями: это «рынок продавца», где предложение значительно превышает спрос, данному рынку присущи высокие барьеры, но это не барьеры входа на рынок, а барьеры восприятия новинок потенциальными потребителями; емкость рынка существенно зависит от инновационной активности экономики на макро– и микроуровнях; характерной особенность рынка является отсутствие определенного «места», где представлены инновационные продукты или каналы сбыта в терминологии товарных рынков; функционирование рынка инноваций, как и любого другого рынка, поддерживает определенная рыночная инфраструктура (финансовая, информационная, организационная и пр.).
Кроме того, неразвитость инфраструктуры рынка инноваций осложняет проблемы коммуникаций, привлечения инвестиций, формирования новых рынков и ведет к необходимости выполнения субъектами данного рынка (научными институтами, технопарковыми структурами и предприятиями) несвойственных им функций.
Об особенностях маркетинговых подходов в инновационной сфере рассказывает директор по инвестициям ИнфраФонда РВК Михаил Иевенко.