Казанцы в Кремниевой долине: полеты во сне и наяву

 

ДЕСЯТЬ СЧАСТЛИВЧИКОВ

В IT-парке вчера состоялась пресс-конференция по итогам поездки десятерых казанцев в место паломничества всех айтишников мира – знаменитую Кремниевую долину (американский штат Калифорния).

Стажировка, длившаяся с 28 апреля по 13 мая, проходила в рамках программы SMARTiQ. Саму идею поездок начинающих татарстанских IТ-предпринимателей за рубеж в свое время поддержал президент РТ Рустам Минниханов и тогда еще глава минсвязи РТ Николай Никифоров. И вот первые десять птенцов казанского IТ-парка (все участники программы – его резиденты) вылетели в мировую айтишную Мекку.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор IТ-парка Динар Насыров, поездка казанских специалистов в Кремниевую долину обошлась татарстанскому бюджету в 5 млн. рублей. В эту сумму вошла не только стажировка, но и другие проекты казанского IT-парка за рубежом, заявил Насыров, но детали раскрывать не стал.

КАПИТАЛИСТ, ВЫБЕРИ МЕНЯ

Что интересно, отобрать десять руководителей проектов из всех резидентов казанского IT-парка пригласили российских венчурных капиталистов. Так, среди членов жюри были директор департамента технологического консалтинга и экспертизы Global TechInnovations Алексей Филимонов, гендиректор TexDrive Александр Журба, инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов, управляющий партнер Projector Ventures Леонид Волков, сооснователь GreenfieldProject Ренат Гарипов, вице-президент REG.RU Филипп Гросс и другие. Обязательным условием отбора было знание английского языка.

«Это новый формат. Мы планируем, что следующие группы в рамках программы SMARTiQ будут сотрудничать, например, с таким известным бизнес-инкубатором, как Plug and Play (американский инкубатор, на счету которого такие успешные стартапы, как Google, Logitech, PayPal, Dropbox и др.). Есть очень много заказных разработчиков (работающие на крупных заказчиков, – ред.), которые работают, в том числе, на корпорации,– поделился планами Насыров. – Минус в том, что ты получил прибыль, но результат интеллектуальной собственности остается за заказчиком. Реально зарабатывают при этом только заказчики. Мы хотим, чтобы наши местные компании сами разрабатывали программное обеспечение, которое могут тиражировать самостоятельно».

Динар Насыров: «Мы хотим, чтобы наши местные компании сами разрабатывали программное обеспечение, которое могут тиражировать самостоятельно»

ДОБРЫЙ МИСТЕР-ТВИСТЕР

Далее настал черед самим героям дня рассказать о своих впечатлениях от поездки в Кремниевую долину. Казанские айтишники начали рассказ с того, что подкололи тех, кто ошибочно называет Кремниевую долину Силиконовой, – из-за буквального перевода с английского языка выражения Silicon Valley.

Помимо дежурного «в США все очень просто, интересно и доступно», татарстанцы рассказали как впечатлились манерой общения венчурных капиталистов. СИнвесторы, которые имеют в карманах десятки миллионов долларов, вежливо делились с нами своим опытом и давали советы», – вспоминала Ольга Скляр (она презентовала проект облачного хранилища музыки 10Tracks). Особенно казанцам запомнились встречи с представителями фонда Тима Дрэпера (его основатель известен, как ас «вирусного маркетинга» и инвестор, сумевший разглядеть большое будущее в таких стартапах, как Skype, Baidu, Overture, Hotmail, Redgate) и Александрой Джонсон, одной из основательниц и управляющего директора Landbridge Сapital LLC.

Также выступающие пояснили, что первая неделя пребывания в Штатах была обучающей, в течение нее читались лекции по маркетингу, юриспруденции, правовым и налоговым основам законодательства. По словам резидентов, большая часть информации была уже им известна благодаря проводимым обучающим мастер-классам в Казани. Вторая неделя была посвящена обучению с менторами (наставниками), координаторами.

В свободное от занятий время резиденты казанского IT-парка ходили по известным туристическим маршрутам Пало-Альто (исторический центр американской Кремниевой долины и одновременно место рождения и штаб-квартира многих знаменитых компаний, в том числе Hewlett-Packard, Xerox, Facebook, VMware), посетили символ города – мост Golden Gate и летали на частном самолете над Кремниевой долиной.

СИнвесторы, которые имеют в карманах десятки миллионов долларов, делились с казанскими айтишниками своим опытом и давали советы

СМОТРИНЫ ИТ-НЕВЕСТ И ЖЕНИХОВ

Резиденты IT-парка коротко обозначили суть своих проектов. Так, Вячеслав Наумов представлял в США инвесторам проект TIT – проект по технологиям распознавания речи на слух.

«Достаточно узкий рынок, специалистов в России нет. Планируем привлекать экспертов. Мы ориентируемся на иностранные рынки, так как они достаточно привлекательны. Работа по внедрению нашего проекта уже ведется. На глобальный рынок мы выйдем в следующем году», – поделился планами разработчик.

Другой путешественник – Марат Галлямов заявил, что с проектом СпортФорт планирует выйти на рынок США через два года, а пока завоевывать Европу, Азию.

«Мой проект – это сервис, который помогает спортивным организациям создавать их собственный сайт. Это платформа, на которой за несколько минут можно настроить контент до профессионального уровня. У проекта нет аналогов в России и СНГ. В России рынок ограничен, у нас есть не больше 5 тысяч организаций, которым может понадобиться данная платформа. На глобальном рынке – это несколько миллионов организаций, – оценил перспективы будущего рынка Галлямов. – В Америке по-другому устроен юношеский и молодежный спорт, который поддерживается государством. Мне посоветовали начать экспансию с Германии, Франции, возможно, с Китая, потому что в США уже есть такие аналоги платформ и конкуренция велика», – рассказал он.

Артем Архипов, представлял проект SpeakTo, ориентированный на организацию видеоконференций и вебинаров. По его словам, в России у проекта всего два конкурента, в США – три. Американские учителя посоветовали резиденту переработать позиционирование проекта.

«Наш рынок – это 80 миллионов долларов в год, а в США – 3 миллиарда долларов. Нам также пока советуют выходить на европейские рынки», – говорит Архипов.

Тимур Тимуршин находился в Кремниевой долине с проектом Digital Loyalty System – технологической платформой для создания программ лояльности. Кстати, во время поездки в США он активно делился всеми впечатлениями в своем Twitter.

«Наши партнеры – это MasterCard, банки. Сейчас мы претендуем на резидентство в Сколково. В России сегодня в обороте 200 миллионов карт, а в США – миллиард карт, и там половина всех транзакций делается за безналичный расчет. Рынок США необъятен», – говорит Тимуршин, но признает, что отказываться от российского рынка не собирается.

Но, похоже, удачнее всех в Штаты съездил Михаил Кашафутдинов – автор проекта 123apps. Так, он по итогам стажировки получил возможность приехать в Кремниевую долину еще раз – на три месяца, для дальнейшей работы с инвесторами. За хорошие баллы на стажировке и презентацию инвесторам ему будет выделено рабочее место в инкубаторе RocketSpace в Сан-Франциско (start up «инкубатор», команды которого работают над digital-проектами. Из стен Rocket Space вышли такие известные компании как zappos.com и Pocket Gems (мобильные игровые приложения), – ред.).

«Мы создаем приложения, которые позволяют пользователю работать с аудио и видео без начальной подготовки и прямо в браузере. Можно просто открыть необходимый файл в окне и начать работать, редактировать, – рассказал он. – Количество пользователей приложения уже достигло 1,1 миллиона человек. В США нам посоветовали вырастить компанию до 20 миллионов пользователей и найти стратегического партнера. Важна будет не стоимость, а наработанная база».

МНОГИЕ РОССИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ КЛОНАМИ АМЕРИКАНСКИХ

Рената Ахунова, создатель программы SMARTiQ, казанский партнер рассказала БИЗНЕС Online об особенностях инвестирования и месте российских стартапов в мире:

Когда год назад мы начали работать над созданием бизнес-акселератора в Кремниевой долине, многие задавали мне провокационный вопрос: «И ты тоже будешь увозить инноваторов из России?». Нет, не буду. Вы никогда не услышите от меня пропаганды иммиграции куда бы то ни было. Все потому, что каждый сам для себя должен определить, зачем ему вообще куда-то уезжать: это простой бизнес-вопрос.

Но что я не устаю повторять, так это то, что Кремниевая долина – самодостаточный и независимый ни от кого мировой университет предпринимательства. И да: многим технологическим предпринимателям однозначно стоит здесь поучиться.

Относиться к Кремниевой долине надо именно как к некой очередной ступени в своем развитии: вы можете приехать, набраться опыта и остаться «аспирантом» на неопределенный срок, а можете вернуться в свою страну и стать «профессором». В исключительных случаях здесь можно сделать быструю «карьеру». Но конкурс «на место» здесь, как вы понимаете, очень большой.

Многие российские проекты в IT-секторе являются клонами американских стартапов, и даже если не клонами, то в США их ниши наверняка уже заняты несколькими довольно сильными игроками. Поэтому, рационально рассуждая, очень часто работать в России или других странах финансово намного более выгодно, чем рисковать всем в Долине, поддавшись моде.

В мире предпринимательства нет национальной составляющей. Значение имеет только бизнес.

В России проблема не столько в отсутствии идей, сколько в узком предпринимательском мировоззрении и эгоцентризме. Надо уметь видеть своих истинных потребителей (а не все население страны) и их нужды, а также допускать, что личное мнение далеко не всегда верное (другие люди могут либо больше знать, либо просто дать ценную идею).

Основная проблема российских предпринимателей заключается в том, что они больше время тратят на эстетическую доработку первой версии продукта вместо того, чтобы опросить как можно больше потенциальных пользователей, нужен ли им такой продукт в принципе. В результате, буквально годы уходят на работу над тем, что часто оказывается просто не нужно или уже не нужно, т.к. кто-то оказался проворнее, продвинув ту же идею быстрее. И конечно, наша российская излишняя самоуверенность не позволяет слышать других людей, которые видят продукт совершенно с другой стороны и, поверьте, эта их сторона намного более объективна, чем сторона создателя продукта.

По итогам 2011 года в мире насчитали $46,4 млрд. США венчурных инвестиций. 70% из них относятся к США. Это много. В то же время, мы не знаем полный список проектов, которые получили часть этой суммы, и еще меньше нам известно успешных проектов, которые перешли на следующий раунд инвестирования. Это тоже вопрос огромной конкуренции среди стартапов. Вы можете привлечь инвестиции в свой проект, но при этом о вас так никто и не узнает.

Для развития удачных ИТ-стартапов в России нужна особая траектория движения предпринимательской мысли: от существующей у потребителя проблемы к выбору оптимального для него (ни больше, ни меньше) решения, а также обратное движение от той точки, в которой вы хотите оказаться в стратегии, к сегодняшнему дню и составлению плана задач на завтра.

Я бы сказала, что получать можно не опыт, а ресурсы. Вы просто не представляете, сколько сейчас в мире возможностей развивать стартапы в разных странах! Совместно с фондом Кауффмана мы даже работаем над отдельным проектом, который объединит в себе информацию обо всех этих возможностях.

Некоторые государства предоставляют предпринимателям, приезжающих из других стран, не только жилье и офис, но и приличную сумму денег на развитие проекта. И это действительно делает мир «плоским».

Для нас, с этой точки зрения, карта мира приобретает совершенно особый вид: мы можем каждому стартапу нарисовать траекторию перемещения по миру в целях развития бизнеса.

В России существует довольно много программ финансовой поддержки, на суммы которых мало что можно сделать в части развития технологии проекта: получается ни то, ни се. Но этих денег вполне могло бы хватить на обучение. Поэтому считаю, что отправлять за госсчет верно, но с одной оговоркой: идеальной моделью является софинансирование обучения самой командой проекта, т.к. любое приобретение, сделанное на собственные деньги хотя бы частично, ценится значительно больше.

«ЕЩЕ ЕСТЬ АЗИЯ СО СВОИМИ СУМАСШЕДШИМИ ТЕМПАМИ РОСТА»

Эксперты рассказали «БИЗНЕС Online», насколько, с их точки зрения, эффективны подобные зарубежные стажировки.

Виталий Акимов – директор StartUp Point (Москва):

Я считаю, что каждый стартапер, каждая начинающая IT-компания обязательно должны побывать в Кремниевой долине, чтобы понять, что глобальность – это не просто слова. Необходимо увидеть ритм, понять все бизнес-процессы и вывести их на уровень порядком выше. Выезжать за рубеж – но не в такие страны, как, например, в Казахстан, Украину, а именно в Кремниевую долину. В Европу можно поехать для приобретения опыта на какую-нибудь конференцию. В Америке развитие IT-отрасли идет с максимальной скоростью, а в Европе ближе к российской действительности – помедленнее.

Американским инвесторам нисколько не интересны российские стартапы, потому что там считают, что стартапы должны находиться рядом. Долина – географически очень узкое место. А российский интернет растет сегодня достаточно быстро, и некоторые зарубежные фонды, особенно европейские, входят в стартапы с российскими партнерами. Теоретически, если стартап хочет получить зарубежного инвестора, то бессмысленно пытаться найти его самостоятельно. Имеет смысл обращаться к успешным российским фондам.

Успех легко просчитывается по определенным законам, но формула успеха очень объемна. Могу перечислить лишь несколько ее составляющих: это команда, технология и рынок. Отправлять предпринимателей на стажировки, обучение за государственные деньги – это очень правильно. Бюджетные деньги обычно тратятся неграмотно, все говорят про роспилы, и даже если их нет, люди все равно подозревают. Поэтому я считаю, что отправить предпринимателей на стажировку в ту же Америку – самый верный способ потратить бюджет. Это повышает уровень профессионализма и понимание того, к чему стоит стремиться.

Евгений Степанов – заместитель генерального директора ОАО «ICL-КПО ВС»:

Обучение за рубежом российских резидентов вполне может оказаться эффективным. Известно, что лучший способ обучения – это стажировка. Нужно молодым и перспективным ездить-смотреть, как работают на Западе. Но тут есть и угроза – как бы молодые, активные ребята не подыскали себе там работу – тогда страна потеряет очередные таланты. В прошлом году только в Татарстане несколько мероприятий прошло с участием западных венчурных капиталистов. Им интересны новые проекты, и они знают, что в России с талантами все хорошо. Плюс к этому, российский рынок по доходности значительно привлекательнее, чем западный. Правда и риски выше. Но это как раз венчурный бизнес.

Для развития удачных IT-стартапов в России, c одной стороны, нужно, чтобы инвесторы не боялись вкладывать средства, с другой, необходимо повышать предпринимательский дух в обществе. Кроме США опыт можно получить в Европе. Еще есть Азия со своими сумасшедшими темпами роста. Считаю, что это правильно – за бюджетные деньги отправлять предпринимателей на обучение. Государство не должно вмешиваться в бизнес, но оно обязано помогать бизнесу. Где-то государство вкладывается в инфраструктуру, где-то в обучение, и это правильно.

ОБУЧЕНИЕ ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ – ВОПРОС СПОРНЫЙ

Надежда Борисова – директор казанского филиала HeadHunter:

Эффект от стажировки за рубежом зависит от того, какие цели ставились перед отправкой резидентов на стажировку, и на какой эффект рассчитывали «отправители». Если освоить бюджетные деньги – то здесь один эффект, если повысить инвестиционную привлекательность региона за счет новых стартапов – другой эффект. Но, насколько я могу судить по динамичному развитию IT-отрасли в Татарстане, думаю, стажировка резидентов в Кремниевой долине принесет нашей республике только пользу.

Сложно однозначно сказать, верна ли идея отправлять предпринимателей на обучение за бюджетные деньги. С одной стороны, предприниматель при понимании недостатка своих знаний и навыков для прорыва в бизнесе должен быть ориентирован на развитие, как личностное, так и профессиональное. И здесь он должен самостоятельно вкладываться в свой «рост». С другой стороны, сегодня молодые и талантливые предприниматели, занятые в сфере малого бизнеса, часто просто не могут позволить себе дорогостоящее обучение по бизнес-программам или стажировки за границей. Поэтому, на мой взгляд, совершенно оправдана поддержка со стороны правительства РТ, которое понимает, что эти молодые предприниматели действуют в рамках общей бизнес-среды региона и формируют имидж республики. При этом, правда, необходим контроль эффективности расходования бюджетных средств на обучение – вложения должны оправдываться.

Дмитрий Кольцов – специалист по PR Kelly Services:

Эффективность зарубежной стажировки зависит от того, какой эффект ожидается. Вопрос ведь не в том, в какой стране проходит стажировка, а в том, какие цели преследуются – обучение, обмен опытом, знакомство с технологиями и т.д. Если поездка посвящена решению практических задач, а не приятному времяпрепровождению, эффект будет. С точки зрения бизнеса, место выбрано логично – если и искать новый опыт, то там, где сосредоточены самые передовые мировые технологии организации и реализации бизнес-проектов в сфере информационных технологий.

Отправлять ли предпринимателей на обучение за бюджетные деньги – вопрос, конечно, спорный, особенно в российских реалиях. Но, опять-таки, использовать деньги можно по-разному. Например, можно рассматривать эти средства, как государственные инвестиции в развитие IT-отрасли в регионе: предприниматели получат опыт, который реализуют на практике уже в российских условиях, и эти деньги вернуться в виде будущих налогов от развивающихся IT-компаний.

Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

Считаю, что зарубежные стажировки для начинающих IT-компаний эффективны. Вообще, успех в бизнесе строится на общении, и чем больше плечо помощи, тем больше появляется шансов получить свои конкурентные преимущества. Во всех развитых странах, а особенно в Германии и США, интересных для бизнеса, можно получить определенный опыт. В этих странах все организовано и устроено на достаточно высоком уровне.

Если есть конкурсный отбор, то отправка на стажировки за границу государством предпринимателей – правильно. Если это способные люди, то позже бюджет получит от них дополнительные доходы.

Источник(и):

Бизнес-газета

Регіони

Vinnytsya Lutsk Dniepropetrivsk Donetsk Zhytomyr Uzhgorod Zaporizhzhya Ivanofrankivsk Kyivska Kyrovograd Crimea Lugansk Lviv Mykolaiv Odessa Poltava Rivne Sumy Ternopil Kharkiv Kherson Khmelnytsky Cherkasy Chernigiv Chernivtsi
Київ

Публікації

January 2025
Mo Tu We Th Fr Sa Su
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

 

Випадкова стаття

  • 1
  • 2
  • 3

МОН та Майкрософт підписали Меморандум п…

22-11-2013 Anna - avatar Anna

МОН та Майкрософт підписали Меморандум про співпрацю

21 листопада 2013 року між Міністерством освіти та науки України та Майкрософтом було підписано Меморандум про співпрацю. У заході взяли участь заступник Міністра освіти і науки України Борис Жебровський, Труді Норріс-Грей,...

Euroscience Open Forum (ESOF)

02-02-2012 user_kiev_3 - avatar user_kiev_3

Euroscience Open Forum є однією зі значних наукових подій, яка проводиться в провідному європейському місті кожні два роки.

ЄС інвестує 25 млн. євро для дослідження…

14-12-2012 Светлана - avatar Светлана

ЄС інвестує 25 млн. євро в дослідженні чинників, які ставлять людей ризик розвитку нейродегенеративних захворювань (НСР), такими як хвороба Альцгеймера. ЄС Об'єднана програма - нейродегенеративних хвороб досліджень (JPND) тепер запрошувати...