Инновации в управлении

 

Но, как ни странно, лишь у немногих компаний есть отлаженные процедуры, которые позволяют им постоянно совершенствовать свою систему управления. Большинство организаций развивает инновации в сфере разработки новых продуктов. Почти все корпорации мира последние годы озабочены одним и тем же: они хотят создать более быстрые и эффективные бизнес-процессы. Почему же, за редким исключением, они так пренебрежительно относятся к инновациям в области менеджмента? Ведь важнее этих инноваций ничего и быть не может.

В чем же их значение? Чем они отличаются от других инноваций? Как вам и вашей компании стать авторитетом в области передовых управленческих методов? Начнем по порядку.

Значение управленческих инноваций

General Electric. DuPont. Procter & Gamble. Visa. Linux. Чем эти организации отличаются от многих других? Продуктами высшего качества? Да. Квалифицированными сотрудниками? Безусловно. Талантливыми руководителями? Пожалуй. Но если копнуть глубже, можно обнаружить другую, более важную причину их успеха: это управленческие инновации.

• В начале 1900-х General Electric усовершенствовала самое выдающееся детище Томаса Эдисона — промышленно-исследовательскую лабораторию. К хаотичному процессу научных открытий GE применила научные методы управления и за последующие полвека получила больше патентов, чем любая другая американская компания. Именно этим объясняется нынешняя мощь GE.

• Начав в 1903 году рассчитывать прибыль на инвестированный капитал, DuPont первой взяла на вооружение метод бюджетирования капиталовложений. Спустя несколько лет компания разработала стандартный метод сравнения эффективности своих многочисленных производственных подразделений. Благодаря этим и другим инновациям DuPont стала одним из промышленных гигантов Америки.

• Ведущие позиции на рынке компания Procter & Gamble обеспечила себе в начале 1930-х годов, когда начала формулировать собственную концепцию брэнд-менеджмента. Успешное создание стоимости за счет нематериальных активов дало мощный импульс всему последующему развитию P&G.

• Управленческие инновации предопределили и успех Visa — первой в мире практически виртуальной компании. Один из самых известных в мире брэндов был создан в начале 1970-х годов консорциумом американских банков. Сегодня Visa — это глобальная сеть, объединяющая свыше 21 000 финансовых институтов и более 1,3 млрд владельцев кредитных карт.

• Один из ярких примеров в области менеджмента — операционная система Linux. Разработка системы с открытым программным кодом, которая ведется на основе других инноваций — стандартной общественной лицензии и инструментов совместной работы в онлайне, оказалась эффективным механизмом привлечения и координации усилий людей, находящихся в разных уголках Земли.

Судя по этим примерам, открытия в области менеджмента могут обеспечить компании первенство в конкурентной борьбе и принципиально изменить расстановку сил в отрасли. Возможности технологических и производственных инноваций куда скромнее.

Чтобы принести компании долговременные преимущества, новый управленческий метод должен удовлетворять хотя бы одному из трех условий:

1. основываться на новаторском принципе, заставляющем пересмотреть каноны менеджмента;

2. быть системным, то есть охватывать целый ряд процедур и методов;

3. быть не «одноразовым» изобретением, а этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счет которого и происходит развитие компании.

Toyota: ставка на интеллект. Почему американские автомобилестроители так долго отставали от Toyota в эффективности и никак не могли сократить этот разрыв? Отчасти потому, что они никак не могли разгадать секрет управления, благодаря которому Toyota постоянно совершенствует свою работу — на это у них ушло больше двадцати лет.

Toyota отличается от западных конкурентов прежде всего тем, что здесь уже давно не считают рядовых сотрудников винтиками бездушной производственной машины: их воспринимают как людей, которые в силах самостоятельно справиться с производственными проблемами, могут выдвигать рационализаторские предложения и проводить преобразования. Если в американских компаниях за нововведения отвечают только специалисты, то в Toyota всем сотрудникам предоставили необходимые инструменты и полномочия и дали возможность освоить нужные навыки, чтобы они могли решать уже возникшие проблемы и предотвращать будущие. В результате год за годом Toyota получает большую отдачу от персонала, чем конкуренты. Только слепой верой в незыблемость законов менеджмента можно объяснить следующий факт: лишь исчерпав все возможные объяснения успеха японцев (обесцененная йена, покорная рабочая сила, традиции японской культуры, развитая автоматика), американские автопроизводители признали, что реальное преимущество Toyota состоит в умении использовать интеллект «обычных» сотрудников. Судя по приведенному примеру, общепринятые правила менеджмента столь прочно укореняются в сознании руководителей, следующих им с истовостью фанатиков, что никто не осмеливается посягать на эти основы основ. Чем нестандартнее инновация, тем больше времени нужно конкурентам, чтобы сделать ответный шаг. Порой на это уходят десятилетия.

Whole Foods: создание общины. Конкурентам сложно скопировать достижения первопроходцев, если они основаны на целой системе взаимосвязанных инноваций, охватывающих множество управленческих процедур и норм. Отчасти именно поэтому никому не удалось добиться такой производительности, как у Whole Foods Market. Эта компания за последние четверть века открыла 161 магазин, а объем ее ежегодных продаж составляет $3,8 млрд. В то время как другие сети продовольственных магазинов пытаются противостоять Wal-Mart, снижая издержки, Whole Foods осваивает особую модель розничной торговли, которая уже приносит самую высокую в отрасли прибыль на квадратный метр торговой площади. Но мало кому известно, что система управления Whole Foods так же своеобразна, как и ее бизнес-модель. Основатель и гендиректор компании Джон Макки хотел «построить организацию на любви, а не на страхе». Он называет Whole Foods «сообществом единомышленников, цель которых — создавать нужные людям продукты». Основная организационная единица компании — не магазин, а небольшая команда, управляющая отделом — овощным, рыбным, кулинарным. Руководство доводит до сведения команд все решения, касающиеся магазина в целом, и предоставляет им невиданную в отрасли самостоятельность: команды решают, какие товары закупать и кого брать на работу. Бонусы выплачиваются не отдельным сотрудникам, а всей команде, причем ее членам доступны подробные финансовые данные, в том числе сведения о зарплате коллег. В компании считают, что стократный разрыв в окладах рядовых сотрудников и руководителей противоречит идее сообщества, поэтому здесь приняли правило: зарплата руководителя не должна превышать средний оклад по компании больше чем в 14 раз. Заметим, что 94% фондовых опционов здесь получают именно рядовые сотрудники. От других организаций Whole Foods отличается не каким-то одним приемом, а всей системой управления.

General Electric: подготовка лидеров. Ни одна компания в мире не умеет так воспитывать руководителей, как GE, хотя многие скопировали некоторые элементы ее системы (например, центр подготовки управленцев в Кротонвилле или анализ по методу 360-градусного обзора). Преимущество в области лидерства GE обрела не за счет одной революционной идеи, а благодаря постоянно действующей программе подготовки талантливых руководящих кадров. Последовательно совершенствуя программу, компания заодно оттачивает новые управленческие подходы и методы.

Между тем не всякое управленческое нововведение сулит лидирующие позиции на рынке. Каждая инновация подчиняется общему правилу: радикальная идея, которая создает значительное конкурентное преимущество, порождает десятки не столь ценных идей. Но это не значит, что не нужно изобретать новое. Инновация — как лотерея: чем чаще вы играете, тем больше у вас шансов сорвать главный куш.

Что такое управленческая инновация

Инновацию в области менеджмента можно определить как решительный отказ от традиционных принципов, процедур и методов руководства или устоявшихся организационных форм, в результате чего изменяется вся система управления компанией. Проще говоря, в результате управленческих нововведений руководители начинают работать иначе. А работа руководителя чаще всего предполагает:

• установление целей и формирование планов;

• определение приоритетов и мотивацию сотрудников;

• координацию и контроль;

• приобретение и распределение ресурсов;

• получение и применение знаний;

• установление связей;

• выявление и развитие талантливых сотрудников;

• понимание требований внешних групп интересов и нахождение компромиссов.

В крупной организации изменить методы работы руководителей можно единственным образом — пересмотреть процедуры, которые и определяют их работу. Речь идет о стратегическом планировании, бюджетировании капиталовложений, найме, аттестации и повышении в должности сотрудников, внутренней коммуникации и управлении знаниями — тех шестеренках, которые заставляют вращаться весь механизм управления. Управленческие процедуры задают правила, которым менеджеры следуют в своей повседневной работе. И если операционные инновации совершенствуют бизнес-процессы компании (снабжение, логистика, клиентская поддержка и т. д.), то инновации в области менеджмента — управленческие процедуры.

Крупнейший мировой производитель бытовой техники Whirlpool поставил управленческие инновации на поток. Чтобы изменить холодное отношение потребителей к брэнду Whirlpool, в 1999 году глава компании Дейв Уитуэм дал своей руководящей команде непростую задачу: превратить Whirlpool в своего рода кузницу революционных идей, которыми можно было бы привлечь покупателей. Было ясно, что новой цели («рацпредложения с каждого рабочего места») не достичь без крупных перемен в системе управления, когда-то созданной ради повышения операционной эффективности.

Возглавила «инновационный поход» вице-президент корпорации Нэнси Снайдер: пять лет она и ее коллеги разрабатывали новые управленческие процедуры. Вот основные результаты их усилий:

• проблема инноваций заняла главное место в программах развития лидеров Whirlpool;

• на проекты, признанные инновационными, компания ежегодно отчисляет значительную часть капитала;

• план развития любого продукта предполагает существенные новаторские изменения;

• компания подготовила более 600 наставников, которые должны поощрять рационализаторскую активность сотрудников всех рангов;

• сотрудники, получающие фиксированный оклад, проходят онлайн-курс, посвященный бизнес-инновациям;

• при составлении долговременного плана бонусов топ-менеджмента большое внимание уделяется внедрению инноваций;

•на ежеквартальных производственных совещаниях специально выделяется время для подробного обсуждения рационализаторских идей каждого подразделения;

• создан портал, на котором сотрудники Whirlpool могут воспользоваться «руководством по инновациям», получить полную информацию о любом рационализаторском предложении и узнать об общих тенденциях новаторской деятельности в компании;

• разработаны показатели и нормы, позволяющие измерять и оценивать рационализаторскую деятельность: затраты (например, время, которое инженеры тратят на инновационные проекты), производительность (количество внедренных идей и т. д.) и результаты (скажем, возможность установить выгодную цену благодаря созданию более привлекательных товаров и повышению лояльности потребителей).

Преобразования прижились в Whirlpool не сразу: какие-то начинания просто не задались, порой компании приходилось идти кружным путем. Чтобы новаторские идеи воплотились в реальных методах управления и чтобы эти методы прочно укоренились в компании, нужно приложить немало усилий, но они приносят отличный результат.

по материалам: hbr-russia.ru

Регіони

Vinnytsya Lutsk Dniepropetrivsk Donetsk Zhytomyr Uzhgorod Zaporizhzhya Ivanofrankivsk Kyivska Kyrovograd Crimea Lugansk Lviv Mykolaiv Odessa Poltava Rivne Sumy Ternopil Kharkiv Kherson Khmelnytsky Cherkasy Chernigiv Chernivtsi
Київ

Публікації

January 2025
Mo Tu We Th Fr Sa Su
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

 

Випадкова стаття

  • 1
  • 2
  • 3

Конкурс ІКТ-9 Сьомої Рамкової Програми о…

18-01-2012 Олена - avatar Олена

Бюджет: € 291 000 000 Термін:  17 квітня 2012 о 17:00:00 (Брюсельський час) Програма: COOPERATION Тема: Інформаційні та Комунікаційні Технології (ІКТ)

НТУ «ХПІ» став ініціатором створення рег…

21-12-2015 Олена - avatar Олена

НТУ «ХПІ» став ініціатором створення регіонального аерокосмічного кластера «Мехатроніка»

Провідні підприємства аерокосмічної галузі України спільно з НТУ «ХПІ», ХНУРЕ, НАУ ім. М.Є. Жуковського «ХАІ» та ХНУ ім. В.Н. Каразіна створили регіональний аерокосмічний кластер «Мехатроніка». Стартом розвитку кластера стала конференція у ПАТ «ФЕД»,...

ХІ Всеукраїнська конференція молодих уче…

18-05-2016 Олена - avatar Олена

ХІ Всеукраїнська конференція молодих учених та спеціалістів «Історія освіти, науки і техніки в Україні»

16 травня 2016 року у Національній науковій сільськогосподарській бібліотеці Національної академії аграрних наук України відбулася ХІ Всеукраїнська конференція молодих учених та спеціалістів «Історія освіти, науки і техніки в Україні», присвячена...